Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности

Телефон оперативного дежурного - 8 (8782) 26-49-89, факс - 8 (878-22) 6-49-35, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции - 8 (8782) 26-68-08
Не знаете, куда обратиться с проблемой? Пишите, поможем
?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Разделы
Дата публикации: 25 декабря 2019 г. 10:38

Основные обязанности, связанные с соблюдением антикоррупционного запрета на получение отдельными категориями лиц подарков и иных вознаграждений

Настоящая памятка разъясняет основные обязанности, связанные с соблюдением антикоррупционного запрета на получение отдельными категориями лиц подарков и иных вознаграждений в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей.
Предназначена для государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, парламентариев, судей, прокуроров и иных лиц.



Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)

Трудовой кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 25.12.2008 No 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»)

Федеральный закон от 27.07.2004 No 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»)

Федеральный закон от 02.03.2007 No 25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от
09.01.2014 No 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о
получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными
командировками и другими официальными мероприятиями, участие в
которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей,
сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств,
вырученных от его реализации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2015
No 1088 «Об утверждении Правил уведомления о получении подарка
Председателем Правительства Российской Федерации, заместителями
Председателя Правительства Российской Федерации, Министром Российской
Федерации, на которого возложена организация работы Правительственной
комиссии по координации деятельности открытого правительства,
руководителями федеральных министерств, федеральных служб и
федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет
Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных
агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, в связи с
протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими
официальными мероприятиями, участие в которых связано с выполнением
ими служебных (должностных) обязанностей, а также сдачи подарка, подачи
заявления о его выкупе, рассмотрения вопросов об использовании подарка»

Распоряжение Президента Российской Федерации от 29.05.2015
No 159-рп «О порядке уведомления лицами, замещающими отдельные
государственные должности Российской Федерации, отдельные должности
федеральной государственной службы, высшими должностными лицами
(руководителями высших исполнительных органов государственной власти)
субъектов Российской Федерации о получении подарка в связи с
протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими
официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнениемслужебных (должностных) обязанностей, сдачи, определения стоимости
подарка и его реализации (выкупа)»
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В настоящей памятке под «подарком» понимаются безвозмездно
переданные в собственность вещи, денежные и иные вознаграждения, ссуды,
предоставление услуг, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов.
Подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями,
служебными командировками и другими официальными мероприятиями -
подарок,
полученный
лицом,
замещающим
государственную
(муниципальную) должность, служащим, работником от физических
(юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного
положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных)
обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в
рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других
официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных
мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных)
обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве
поощрения (награды).
Получение подарка в связи с протокольными мероприятиями,
служебными командировками и другими официальными мероприятиями,
участие в которых связано с исполнением служебных (должностных)
обязанностей - получение лицом, замещающим государственную
(муниципальную) должность, служащим, работником лично или через
посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках
осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом
(должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных
(должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными
законами и иными нормативными актами, определяющими особенности
правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой
деятельности указанных лиц.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает
или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность
либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо
освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности
перед собой или перед третьим лицом.При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного
обязательства договор не признается дарением (статья 572 ГК РФ).
Подарком признается не только какая-то вещь, но и имущественное
право или освобождение от имущественной обязанности. Главными
признаками подарка являются безвозмездность и переход в собственность
одаряемого. Подарок предлагается без ожидания аналогичных ответных
действий или соответствующей платы со стороны одаряемого. Вместе с тем
когда у одаряемого возникает обязанность в обмен на подарок выполнить
определенные действия, связанные со служебным положением получателя,
подарок может расцениваться как взятка. К категории таких подарков
относятся и подарочные карты с денежным номиналом, так как они
фактически представляют собой в некоторой степени завуалированную
передачу наличных денег.
Признаком дарения служит отсутствие какого бы то ни было встречного
удовлетворения.
Запрещение дарения.
Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость
которых не превышает трех тысяч рублей:

работникам
образовательных
организаций,
медицинских
организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных
организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении,
содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

лицам, замещающим государственные должности Российской
Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации,
муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным
служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением
или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

в отношениях между коммерческими организациями.

Запрет на дарение лицам, замещающим государственные
должности Российской Федерации, государственные должности субъектов
Российской Федерации, муниципальные должности, государственным
служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России,
установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи
дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными
командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки,
которые получены лицами, замещающими государственные должности
Российской Федерации, государственные должности субъектов РоссийскойФедерации, муниципальные должности, государственными служащими,
муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых
превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной
собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или
муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в
котором указанное лицо замещает должность.
Подпункт 7 пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона
«О противодействии коррупции»:
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации,
для которых федеральными конституционными законами или федеральными
законами не установлено иное, лица, замещающие государственные
должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и
осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать
в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не
предусмотренные
законодательством
Российской
Федерации
вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату
развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и
юридических лиц.
Статья 12.4 Федерального закона «О противодействии коррупции»:
На работников, замещающих должности в государственных
корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской
Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации,
Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных
организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании
федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на
основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения
задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в
порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской
Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их
правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в
отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной
службы Федеральным законом «О противодействии коррупции» и пунктом 5
части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона «О
государственной гражданской службе Российской Федерации».
Пункт 4 части 4 статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации:
Работнику государственной корпорации, государственной компании,
публично-правовой компании в случаях, установленных Правительством
Российской Федерации, запрещается получать в связи с исполнением
трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц,
физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплатуразвлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением
вознаграждений за исполнение в случае, предусмотренном пунктом 1 части 4
статьи 349.1 ТК РФ, функций членов органов управления и контроля
коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов,
связанных с исполнением таких функций.
Абзац 1 статьи 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации:
На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда
обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных
Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций,
создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными
государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены
Правительством Российской Федерации (постановление Правительства
Российской Федерации от 05.07.2013 No 568), распространяются ограничения,
запреты и обязанности, установленные законодательством Российской
Федерации о противодействии коррупции.
Подпункт
6
пункта
1
статьи
17
Федерального
закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему
запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей
вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное
вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных
расходов и иные вознаграждения).
Подпункт 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007
No 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»:
В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному
служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в
связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от
физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды,
услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные
вознаграждения).
Подпункт «е» пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 08.05.1994
No 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»:
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе
получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не
предусмотренные
законодательством
Российской
Федерациивознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату
развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических
лиц.
Пункт 10 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 No
3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»:
Судья не вправе получать в связи с осуществлением полномочий судьи
не
предусмотренные
законодательством
Российской
Федерации
вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату
развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических
лиц.
Подпункт «б» пункта 1 постановления Правительства Российской
Федерации от 05.07.2013 No 568 «О распространении на отдельные категории
граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных
Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими
федеральными законами в целях противодействия коррупции»:
работникам, замещающим должности в Пенсионном фонде Российской
Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации,
Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных
организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных
законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед
федеральными государственными органами, назначение на которые и
освобождение от которых осуществляются Президентом Российской
Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в
фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные
нормативными актами фондов, локальными нормативными актами
организаций,
нормативными
правовыми
актами
федеральных
государственных органов запрещается получать в связи с исполнением
трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц
(подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,
отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не
распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными
мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными
мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и
специфику трудовой деятельности работника.

При выяснении вопроса о наличии связи подарка с должностным
положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей
необходимо принимать во внимание взаимоотношения одаряемого с
дарителем и обстоятельства вручения подарка.Должностному лицу следует избегать получения (отказываться от
получения) подарков от подчиненных, представителей поднадзорных
(подконтрольных) органов и организаций, участников судопроизводства либо
иного порядка рассмотрения дел, в которых оно принимает или принимало
участие, граждан, обращения которых оно рассматривает или рассматривало,
либо их представителей.
При обнаружении должностным лицом подарка, оставленного для него
одним из таких лиц на его рабочем месте, рекомендуется принять меры для
возвращения подарка оставившему его лицу, а в случае невозможности его
возврата (например, в связи с отсутствием контактных данных лица,
оставившего подарок) незамедлительно письменно уведомить об этом
подразделение (должностное лицо) органа или организации, ответственное за
профилактику коррупционных и иных правонарушений, одновременно сдав
подарок в уполномоченное подразделение. Дальнейшая судьба такого
подарка должна решаться комиссией органа или организации, при этом
возврат такого подарка должностному лицу и его выкуп в названном случае
невозможны.
Получение подарков родственниками должностного лица, на которого
распространяется запрет, от лиц, заинтересованных в использовании им
своего служебного положения и статуса для предоставления таким лицам
необоснованных преимуществ, также может быть вызвано желанием
дарителя обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на
действия и решения должностного лица.
Поскольку получение подарка в связи с исполнением служебных
(должностных) обязанностей является коррупционным правонарушением,
настойчивые неоднократные предложения принять подарок, исходящие от
лица, заинтересованного в использовании должностного положения
служащего, следует расценивать как склонение к совершению
коррупционного правонарушения, о чем государственный или муниципальный
служащий должен уведомить представителя нанимателя (работодателя),
органы прокуратуры или другие государственные органы в соответствии со
статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Невыполнение государственным или муниципальным служащим
должностной (служебной) обязанности уведомлять об обращении в целях
склонения к совершению коррупционных правонарушений, является
правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или
муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.Запрет на получение подарков должностными лицами не распространяется
на случаи дарения в связи с:

протокольными мероприятиями,

служебными командировками,

другими официальными мероприятиями.

К случаям получения подарка в связи с протокольными
мероприятиями,
служебными
командировками
и
другими
официальными
мероприятиями
относятся
факты
оставления
организаторами мероприятия в гостиничном номере подарков и
сувениров, а также вручения подарков от имени участвующих в
мероприятиях делегаций в перерыве между мероприятиями или после их
окончания.
Такие подарки признаются собственностью соответственно Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального
образования и передаются по акту в соответствующий государственный или
муниципальный орган.
Лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с официальным
мероприятием, может его выкупить в установленном порядке.
Денежное вознаграждение, вручаемое одновременно с поощрением
(наградой), является его составной частью в случае, если данное
вознаграждение
предусмотрено
нормативным
правовым
актов,
регулирующим порядок вручения соответствующего поощрения (награды). В
этой связи должностное лицо вправе получать от имени государственных
(муниципальных) органов, иных организаций ценные подарки, вручаемые в
качестве поощрения (награды), с одновременной выплатой денежного
вознаграждения. При этом получение таких поощрений (наград) не исключает
возможность возникновения конфликта интересов.Порядок сообщения о получении подарка в связи с протокольными
мероприятиями, служебными командировками и другими официальными
мероприятиями
Получение подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными
командировками и другими официальными мероприятиями.
не позднее трех рабочих дней
со дня получения подарка либо возвращения
из служебной командировки
Лицо обязано уведомить орган или организацию, в
которых проходит государственную (муниципальную)
службу или осуществляет трудовую деятельность.
не позднее пяти рабочих дней
со дня регистрации уведомления
Подарок подлежит передаче на хранение.
Подарок, полученный лицом, замещающим государственную
(муниципальную) должность, независимо от его стоимости,
подлежит передаче на хранение.
определение стоимости подарка
(с привлечением при необходимости комиссии или коллегиального органа на основе
рыночной цены или цены на аналогичную материальную ценность)
До трех тысяч рублей
Подарок возвращается
сдавшему его лицу по акту
приема-передачи (за
исключением лиц, замещающих
гос. /мун. должность)
Свыше трех тысяч рублей
Подарок включается в реестр федерального
имущества или соответствующий реестр
субъекта Российской Федерации (реестр
муниципального образования).
Лицо, сдавшее подарок может его
выкупить, направив на имя
представителя нанимателя
(работодателя) соответствующее
заявление не позднее двух месяцев со
дня сдачи подарка.
Получение должностным лицом подарка не в связи с
протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с
другими официальными мероприятиями создает условия для конфликта
интересов, ставя под сомнение объективность принимаемых им решений.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная
заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность,
замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по
предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может
повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им
должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
На кого распространяется запрет на получение подарков?
Законодательством Российской Федерации определен следующий
субъектный состав лиц, на которых распространяется его действие:
1)
лица, замещающие государственные должности Российской
Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации,
муниципальные должности;
2)
государственные и муниципальные служащие;
3)
работники государственных внебюджетных фондов, замещающие
должности, назначение на которые и освобождение от которых
осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством
Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные
нормативными актами фондов;
4)
работники государственных корпораций, государственных
компаний и иных организаций, созданных на основании федеральных законов,
замещающие должности, назначение на которые и освобождение от которых
осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством
Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные
локальными
нормативными
актами
государственных
корпораций,
государственных компаний, организаций;
5)
работники организаций, созданных для выполнения задач,
поставленных
перед
федеральными
государственными
органами,замещающие должности, назначение на которые и освобождение от которых
осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством
Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные
нормативными правовыми актами федеральных государственных органов;
6) служащие Центрального банка Российской Федерации.
Не влечет обязанности по уведомлению получение подарков, не
связанных с должностным положением государственного (муниципального)
служащего или исполнением им служебных обязанностей (подарки от
родственников и иных близких лиц, которые при этом одновременно не
являются лицами, в отношении которых государственный (муниципальный)
служащий прямо либо косвенно осуществляет функции управления, контроля
или надзора, включая лиц, которые имеют или могут иметь личную
заинтересованность в использовании государственным (муниципальным)
служащим своего служебного положения и статуса для предоставления таким
лицам необоснованных преимуществ, в том числе нематериального
характера).
Вместе с тем получение крупных (дорогостоящих) подарков может в
последующем рассматриваться как наличие имущественных (финансовых)
отношений одаряемого с дарителем. Указанное обстоятельство может быть
значимо для установления вероятного конфликта интересов.
Особенности правового регулирования получения подарков в
организациях.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» распространяет
ряд антикоррупционных правовых механизмов не только на государственных
служащих, но и на должностных лиц организаций, создаваемых Российской
Федерацией на основании федеральных законов, а также для выполнения
задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
При этом законодатель исходит из того, что правовое положение
должностных лиц соответствующих организаций сопряжено с повышенными
коррупционными рисками, которые предопределены такими особенностями
их правового статуса как: формирование имущества за счет Российской
Федерации, наделение помимо общегражданских прав и обязанностей целымрядом публично-правовых полномочий, реализация которых затрагивает
значительную часть населения страны.
Данные организации обладают рядом особенностей и разнообразным
правовым статусом.
Правовой статус организаций, создаваемых Российской Федерацией на
основании федеральных законов, индивидуален, поскольку регулируется
законом, в силу которого данное юридическое лицо образовано.
Особенности антикоррупционных стандартов для государственных
корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний
определяются статьей 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской
Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании
федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач,
поставленных
перед
федеральными
государственными
органами
установлены статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
Одним из запретов для работника государственной корпорации,
публично-правовой компании или государственной компании (в случаях,
установленных постановлением Правительства Российской Федерации от
21.08.2012 No 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и
государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса
Российской Федерации»):

получать в связи с исполнением трудовых обязанностей
вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки,
денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные
вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение в случае,
предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 349.1 ТК РФ, функций членов
органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций
командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций.
Работникам, замещающим должности в Пенсионном фонде Российской
Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации,
Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных
организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных
законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед
федеральными государственными органами (далее - фонды и иные
организации), назначение на которые и освобождение от которых
осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством
Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях,
включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов,локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми
актами федеральных государственных органов:

запрещается получать в связи с исполнением трудовых
обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки,
денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха,
транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не распространяется
на случаи получения работником подарков в связи с протокольными
мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными
мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности
правового положения и специфику трудовой деятельности работника.
Практика правоприменения.
В
каждом
федеральном
государственном
органе,
органе
государственной власти субъектов Российской Федерации и органе местного
самоуправления, Центральном банке Российской Федерации и организациях,
созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов,
организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед
федеральными государственными органами, рекомендовано разработать и
утвердить порядок сообщения о получении подарка в связи с протокольными
мероприятиями, служебными командировками и другими официальными
мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных
(должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа).
Например, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от
01.02.2017 No 59 утверждено Положение о сообщении федеральными
государственными служащими и иными работниками органов и организаций
прокуратуры Российской Федерации о получении подарка в связи с
протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими
официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими
служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации
(выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации.
В соответствии с указанным Положением федеральные государственные
служащие, работники не вправе получать подарки от физических
(юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением
ими служебных (должностных) обязанностей, за исключением подарков,
полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными
командировками и другими официальными мероприятиями, участие в
которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.Прокурорские работники обязаны уведомлять в установленном
Положением порядке обо всех случаях получения подарка в связи с
протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими
официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими
служебных (должностных) обязанностей, орган или организацию прокуратуры
Российской Федерации, в которых они проходят службу или осуществляют
трудовую деятельность.
Ответственность.
! Подарок может расцениваться как взятка !

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут
уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

В случае, если от имени или в интересах юридического лица
осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных
правонарушений или правонарушений, создающих условия для
совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу
могут быть применены меры ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В случае поступления информации о несоблюдении государственным
или муниципальным служащим (работником организации) запрета на
получение подарков, ее проверка проводится в порядке, предусмотренном
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 No 1065 «О проверке
достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами,
претендующими на замещение должностей федеральной государственной
службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения
федеральными государственными служащими требований к служебному
поведению».
Действующим законодательством предусмотрен особый порядок
привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение
коррупционного правонарушения.
Так, например, взыскания налагаются на гражданского служащего в
соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации», и
применяются представителем нанимателя на основании доклада о
результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы
соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных
и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки
направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, и на
основании рекомендации указанной комиссии.
С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта
совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением
увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании
доклада
подразделения
кадровой
службы
соответствующего
государственного органа по профилактике коррупционных и иных
правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором
излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного
объяснения такого гражданского служащего.
За
несоблюдение
государственным
гражданским
служащим
ограничений и запретов, требований о предотвращении или об
урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей,
установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным
законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими
федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
- замечание,
- выговор,
- предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О
государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид
дисциплинарной ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.
Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за
исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства
о противодействии коррупции.
В рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются нарушения
антикоррупционного законодательства, связанные с получением подарков и
иных вознаграждений.
Так, в 2018 году прокурорами выявлено 160 нарушений
антикоррупционного
законодательства,
связанных
с
нарушением
установленного запрета, внесено 44 представления, по результатам
рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено
55 должностных лиц.Статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях («Незаконное вознаграждение от имени юридического
лица») для юридических лиц установлена административная ответственность
за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в
интересах юридического лица незаконного вознаграждения должностному
лицу за совершение в интересах данного юридического лица действия
(бездействие), связанного с занимаемым служебным положением. Размер
административного штрафа может составлять до стократной суммы
денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг
имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно
переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени
юридического лица с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или
стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.